«Shaping Hungary: Венгерский дизайн в 21 веке»

«Мы переживаем динамический сдвиг в понимании роли дизайна, который становится все более важным для бизнеса и ценным для общества. Меняются и области работы дизайнера, и способы реализации их знаний и умений. Теряет свою силу традиционный взгляд, согласно которому центральными считались эстетические свойства среды и объектов. Дизайнеры играют ключевую и незаменимую роль в понимании изменений, происходящих в нашей среде обитания и образе жизни».
Йожеф Фюлоп, профессор, ректор Университета искусства и дизайна им. Мохоя Надя,Член Hungarian Design Council

На выставке будут представлены работы молодых венгерских дизайнеров, изобретателей и инженеров, решающих разнокалиберные задачи современности и укрепляющих позиции венгерских креативных индустрий в мире.

Выставка «Shaping Hungary: Венгерский дизайн в 21 веке», покажет, что современные венгерские дизайнеры не только ищут ответы на вызовы времени, но и готовы занять активную позицию в ходе определения и проектирования нашего будущего.

Напомним, что значительным вкладом Венгрии в историю дизайна стали устройства и изобретения, завоевашие признание и вошедшие у впотребление по всему миру. Шариковая ручка „Biro” (Ласло Биро, 1938), Кубик Рубика (Эрнё Рубик, 1975) и компьютерная архитектура фон Неймана, ставшая основой для современного компьютера (Янош Нейман, 1945), – это всего лишь несколько находок венгерских изобретателей, которые создали репутацию венгерской креативности в мире.

Выставка организована Министерством иностранных дел и внешней торговли Венгрии,
Комитетом дизайна и Университетом искусств и дизайна им. Мохой-Надя в Будапеште.
При поддержке посольства Венгрии в России.

«European design stories» от креативной студии «OKOLO»

European Design Stories представляет международный кураторский проект, который показывает истории в работах избранных, оригинальных в своем деле, творцов. Мы собираем уникальные моменты в творческих процессах, способы мышления, или условия труда и жизни в окружающей среде, которые наилучшим образом запечатлевают и отображают нарративы конечных вещей.

Мы не ограничиваемся какой-либо конкретной области дизайна. Независимо от того, если это индивидуальный дизайнер, студия, бренд или ремесленник. Мы ищем различные подходы в современном дизайне, которые отвечают текущим вопросам в конкретных странах или в обществе в целом в настоящее время. Таким образом, наша цель состоит в том, чтобы представить дизайн как замечательную динамическую движущую силу и улучшающий нашу жизнь инструмент.

Мы совершаем путешествия по различным европейским странам и собираем аутентичные материалы и идеи в виде фотографий, текстов и видеороликов. Помимо того, то мы представляем данный проект на онлайн платформе, мы готовим выставки, показы, лекции и распечатки, чтобы отразить текущие истории дизайна в пределах старого континента.

Креативная группа:      
Адам Штех, Ян Клосс, Матей Чинчера, Томаш Соучек, Ян Рыбак, Дарина Завадилова

Расширенная группа:
Мая Вардян, Лубица Густа, Хелена Кардова

Менеджер проекта:
Андреа Штокрова

«OKOLO» (ОКОЛО) - творческая группа, специализирующаяся в области дизайна, архитектуры, искусства, стиля, моды и всего культурного многообразия, которые, таким образом, становятся предметом нашей деятельности в интернет-журналистике, кураторских выставках и специальных проектах, в событиях, через которые мы стремимся сотрудничать с творческими людьми из разных областей. Объединяя их и ища исключительные контексты, мы стараемся найти новые способы выражения изобразительного искусства и методы его изложения. Группа была основана в 2009 году Адамом Штехом, Матеем Чинчерой и Яном Клоссом. Ключевой интерес сосредоточен на создании оригинальных проектов в виде публикаций, выставок и представлении продуктов. Наши проекты включает в себя пять выпусков журнала OKOLO, несколько книг, курирование выставочных проектов в Праге, Братиславе, Лодзи, Лондоне, Стокгольме, Бухаресте, Базеле, Софии или Милане. ОКОЛО сотрудничает с Depot Basel, SightUnseen, Architonic, Domus, Wallpaper, Damn, Phillips de Pury, Camper, UMPRUM, Rony Plesl, Casa Mollino, Студией «Swine», Vienna Design Week, Designblok, Museum of Decorative Arts in Dresden, designSUPERMARKET, Brompton Design District, Victoria & Albert Museum и друми.

3 этаж, 22 зал

Weltformat: Дизайн-туризм

Одна из самых славных страниц истории мирового дизайна – швейцарский туристический плакат 30-х годов. Яркие виды швейцарской природы, безупречные горные железные дороги и водный транспорт, захватывающие спортивные трассы, сильные эмоции путешественников – всё это претворялось в смелые плакатные образы и острые композиции, в которых воплощались достижения европейского и русского авангарда. Туристический плакат предшествовал и способствовал формированию швейцарской школы графики – главной вершине мирового графического дизайна в ХХ веке, ставшей эталоном профессионального качества на все времена. Швейцарский туристический плакат повлиял на развитие плакатного искусства во всем мире.

Современный туристический плакат, по мнению современных швейцарских дизайнеров, находится в упадке. Повсеместно его заменяют цветные фотоколлажи и банальная реклама. Ежегодный фестиваль плаката «Weltformat», проводимый в Люцерне, организовал дизайн-акцию, в рамках которой пригласил ведущих швейцарских графиков создать туристические плакаты, возрождая и переосмысляя традиции классического швейцарского плаката. Аналогичную акцию провели южно-корейские коллеги и партнеры фестиваля – «Weltformat Korea». Результаты были показаны в конце 2016 года в Музее транспорта в Люцерне под названием «Rethinking Tourism Posters».

Предлагаем посетителям Московской биеннале дизайна совершить вместе с дизайнерами-графиками двух стран визуальные путешествия в Альпы и Южную Корею. 

Благодарим:
Эриха Брехбюля (Erich Brechbühl) и Фрица Парка (Fritz Park) за содействие в организации;
Фонд поддержки и развития графического дизайна «Золотая пчела» и Сергей Серова за кураторский выбор и содействие в организации;
Фотолабораторию «ФотоЛаб»  в поддержке проекта и предоставлении услуг печати.



@Erich Brechbühl

Где: 3 этаж, зал 26

Революция в дизайне 1917-2017 МГХПА им. С.Г.Строганова

Специальная экспозиция “Революция в дизайне 1917-2017” в рамках Первого Московского Биеннале Дизайна демонстрирует соприкосновение эпох и революционные процессы в дизайне как сейчас, так и 100 лет назад.

Основу экспозиции составили платки, текстильная композиция которых сгенерирована при помощи глубоких нейронных сетей и искусственного интеллекта на базе исторических рисунков Степановой, Родченко и Маяковского.

Новые технологии позволяют не только моделировать проектируемую реальность, информационные данные, но продуцировать новую визуальность. Используя многоуровневые программы обработки изображений, мы можем создавать каждый раз новые вариации на тему симбиоза ясных геометрических структур дизайна 1920-х и, например, традиционного русского узорочья.

Строгановская школа находится в поиске нового орнаментального языка XXI века, способного нести не только эмоциональную, но и информационную нагрузку, активно интегрировать текст, фотографические изображения.

Проект разработан Центром исследований и разработок МГХПА им С.Г. Строганов совместно с кафедрой “Дизайн-Текстиль”.

 

3 этаж, зал 27

Графический дизайн и революция

Графический дизайн и революция

 

Революция в дизайне произошла в начале 1920-х. Новой стране нужен

Был новый визуальный образ. Конструктивизм наиболее ярко проявился

В архитектуре и дизайне. Основной целью художников-конструктивистов

cтало выявление структуры, функции предмета или основного смысла

Сообщения. В дизайне активно применяли фотомонтаж, использовали

Диагональные композиции, рубленные акциндентные шрифты, плашки,

Простые геометрические формы, эффектную и минимальную цветовую гамму.

 

Центром авангарда был Институт художественной культуры (Инхук). В нем работали В. Кандинский, А. Бабичев, А. Веснин, Л. Попова, А. Родченко, В. Степанова, В. и Г. Стенберги, К. Иогансон. В манифесте А. Гана «Конструктивизм» 1922 года были сформулированы исходные позиции:  цель конструктивизма - организация жизни. Но проекты художников были реализованы только в виде эскизов и макетов. Реальное воплощение в сфере дизайна конструктивизм получил только в оформлении полиграфической продукции.

 

В марте 1923 года вышел первый номер журнала «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). Его оформлял А. Родченко. Участники объединения призывали к созданию утилитарных функциональных вещей. Идеологи ЛЕФа отрицали станковую живопись, «художественный вымысел» и противопоставляли им «искусство факта». В оформлении художники использовали минимальные изобразительные средства. Способность достичь максимального эффекта минимальными средствами была сильной стороной конструктивистов. Идеи, описанные в журнале, не были воплощены. Но «ЛЕФ» - бесценный источник информации, «из первых уст» создателей конструктивизма.

 

Термин «конструктивизм» стал известным на Западе благодаря журналам «Вещь» Эля Лисицкого и «СССР на стройке». Ежемесячный иллюстрированный журнал «СССР на стройке» был главным «рупором пропаганды» для международной аудитории. Он издавался на пяти языках и печатался без полей, его страницы напоминали киноэкран. Первый номер вышел под редакцией М. Горького. Затем над ним работали Э. Лисицкий, А. Родченко, В. Степанова, С. Телингатер, Н. Трошин. Художники-конструктивисты, дизайнеры и иллюстраторы использовали фотомонтаж и другие новаторские приемы. Тексты в «СССР на стройке» писали И. Бабель, М. Кольцов, В. Катаев, Я. Бельский. Но визуальная составляющая была первичной. В трудных экономических условиях высокое качество полиграфии было невозможным. Красота от первой до последней страницы была приоритетом только официального журнала, который представлял страну на международной арене – «СССР на стройке». Во всех остальных изданиях разрабатывался только дизайн обложек, а все внутреннее наполнение номера делали по стандартной сетке.

 

Публикации в журналах были самым быстрым путем распространения новых идей. В 1920-1930 годы они издавались огромными тиражами и были ориентированы на разную аудиторию. 

 

«Женский журнал»

Любимые журналы советских женщин были незаменимы в условиях дефицита: в них были разделы «Кройка и шитье», «Вязание», «Кулинария». С 1926 по 1930 год издательское общество «Огонек» выпускало «Женский журнал», который назывался «домашне-хозяйственный и модный». Он печатался в черно-белом цвете, за исключением раздела «Мода в красках».

 

«Работница»

Знаменитая «Работница» была учреждена в 1914 года В. Лениным для «защиты интересов женского рабочего движения». В разные годы в ее редакции работали Н. Крупская, И. Арманд, А. Коллонтай, несколько номеров были конфискованы полицией.

 

«Наука и техника»

Журнал выпускался в Ленинграде с 1923 по 1939 год и рассказывал обо всем - от качества радиоприема при полете на воздушном шаре до новейших палеонтологических находок. Он был рассчитан на широкий круг читателей, в нем было много иллюстраций. Оформление соответствовало названию – на обложках изображали футуристические машины, публиковали ракурсные фотографии, использовали фотомонтаж.

 

«Искусство трудящимся», «Музыка массам», «Рабочий театр»

Для популяризации искусства выпускались бюллетени «Искусство трудящимся», «Музыка массам», «Рабочий театр». Объем материалов в одном номере превышал недельный объем подобных материалов любой из газет; печатались кинообзоры, театральные новости, программы.

 

Экспозиция подготовлена сотрудниками Московского музея дизайна

Александрой Саньковой, Ольгой Дружининой, Натальей Титовой.

 

Московский музей дизайна благодарит Александра Лаврентьева и Алексея Коноплева за помощь в организации экспозиции.

3 этаж, 16 зал

Московского музея дизайна

«Техническая эстетика»

ВНИИТЭ

В СССР существовала уникальная система дизайна, центром которой был Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). В начале 1960-х руководство СССР стало уделять внимание развитию дизайна. В 1962 был основан ВНИИТЭ во главе с Юрием Соловьевым. Институт занимался разработкой и внедрением методов художественного конструирования, определением требований дизайна к изделиям, научными исследованиями, установлением профессиональных международных связей.

Одним из важнейших отделов ВНИИТЭ был Отдел теории дизайна, сотрудниками которого были социологи, философы, историки культуры и искусства. Отдел выпускал журнал "Техническая эстетика", издавал книги по эргономике, психологии дизайна. Теоретическая школа советского дизайна  была одной из самых передовых в мире.

В 1960−1970-е были открыты 10 региональных филиалов ВНИИТЭ в крупнейших союзных республиках СССР. Кроме того, была создана разветвленная сеть специальных художественно-конструкторских бюро (СХКБ) и других отраслевых служб дизайна, получающих методические рекомендации ВНИИТЭ.

Проекты советских дизайнеров часто оставались на стадии разработок или создании прототипов; большинство из них так и не вышло за пределы конструкторских бюро. Это было связано с несовершенством технологий производства, экономическими или идеологическими ограничениями. Главной проблемой было отсутствие взаимодействия между художниками-конструкторами и промышленным производством.

В 1990-е, после распада Советского Союза, государственная система дизайна разрушилась, а вместе с ней были утрачены многие разработки и прототипы. Значительная часть сохранившихся уникальных материалов (документы, макеты, чертежи, рисунки, личные архивы) была передана советскими дизайнерами в коллекцию Московского музея дизайна. В марте 2017 года в коллекцию вошли 180 журналов «Техническая эстетика». Это дар Инны Мишиной, сестры Селим Хан-Магомедова (знаменитого российского искусствоведа, исследователя русского авангарда) из семейного архива.  

 

Журнал «Техническая эстетика»

Экспозиция Московского музея дизайна представлена видео инсталляцией с интервью бывших сотрудников ВНИИТЭ и подборкой ежемесячных журналов «Техническая эстетика», первый номер которого вышел в 1964 году. Журнал был очень популярен среди профессиональной аудитории: в нем публиковались статьи по теории и истории дизайна, проблемам дизайн-проектирования и его методике, по вопросам эргономики, экспертизы качества, стандартизации, организации дизайнерской деятельности. Также в сериях «Эргономика», «Материалы и отделка промышленных изделий», «Методические материалы» издавались научные труды сотрудников ВНИИТЭ. Кроме того, выпускались иллюстрированные аналитические обзоры достижений советского и международного дизайна, аннотированные библиографические указатели по дизайну и эргономике. Важным дополнением к журналу стала серия книг «Библиотека дизайнера», включавшая фундаментальные труды по истории, теории и методологии дизайна. Издания ВНИИТЭ играли большую роль в повышении профессионального уровня художников-конструкторов и студентов профильных ВУЗов. В 1997 году публикации были награждены Государственной премией РФ по литературе и искусству.    

 

Благодарим за помощь в организации экспозиции Александра Лаврентьева и Ларису Иванову-Веэн.

 

Участники видео инсталляции:

Александр Грашин, Татьяна Суслова, Александр Лаврентьв, Марина Тимофеева, Евгений Задесенец, Ирина Костенко, Владимир Анисимов.

 

Экспозиция подготовлена сотрудниками Московского музея дизайна

Александрой Саньковой, Ольгой Дружининой, Натальей Титовой.

 

Видео материалы: Степан Лукьяков, Андрей Сильвестров.

 

3 этаж, 16 зал

Московского музея дизайна

«Fashion-дизайн»

Мультимедийный раздел «Fashion-дизайн», подготовленный Национальной палатой моды и Mercedes-Benz Fashion Week Russia для Биеннале, представляет работы шести молодых дизайнеров из Москвы и Санкт-Петербурга - Artem Shumov, NAIDAL, Lumier Garson, ZA_ZA, Saint-Tokyo и TURBO YULIA, которые использовали элементы различных народных художественных промыслов при создании подиумных коллекций. Инсталляция дополнена видеосъемками недавних показов в Москве в формате 360 и видеопроекцией, где традиционные узоры и принты превращены в пиктограммы. Инсталляция для Московской биеннале дизайна связывает русское арт-наследие с современной модой, показывает эволюцию fashion-дизайна на примере шести российских брендов.

3 этаж, 17 зал